Порой родителей удивляет, почему те звуки, которые, казалось бы, стали привычными для ребенка, вдруг становятся пугающими. Это бывает у детей в возрасте 2-3 лет. Период "младенческого безрассудства" прошел, и ребенок начал понимать, что его подстерегают опасности. Но круг реальных опасностей малыш для себя еще не очертил, и поэтому резкие звуки, в том числе издаваемые животными, могут пугать. По той же причине малыш боится оставаться один в комнате: он чувствует себя незащищенным.
Помогите ребенку разобраться, какая опасность реальна, а какой нет вовсе. Для начала, когда он что-то услышал или увидел и испугался, нужно обозначить, что именно это было ("Это дверь хлопнула", "Собачка на улице лает"). Не стоит говорить "Не бойся!". Фраза фиксирует страх и мешает переключиться. Далее вы можете позволить ребенку самому пару раз хлопнуть дверью или предложить ему посмотреть в окошко на собак.
Ребенок улыбнулся? Значит страх ушел. Важно, чтобы вы и другие родные реагировали спокойно, когда видите, что малыш испугался. Ободряющая улыбка порой важнее слов. Следите за мимикой: не позволяйте своему лицу принимать обеспокоенное выражение. Если ребенок будет видеть улыбающуюся маму, вы быстро справитесь с его страхами.
Постарайтесь не зафиксировать страх оставаться одной в комнате. Это может произойти, если вы начнете строить жизнь семьи вокруг того, что он боится находиться один в комнате. Например, бабушка сменяет дедушку, дедушку - папа, а вы, когда дома одна с ребенком, даже в ванную не можете отойти. Оставляйте его, когда он играет, выходите из комнаты без предупреждения, возвращайтесь так же спокойно. Скажите: "Посмотри, твоя куколка улыбается. Она тебя ждала!"
|